Инфантицид -  детоубийство

Преднамеренное уничтожение детей в младенчестве или в детском возрасте. В неиндустриальных обществах причинами инфантицида выступали:

  1. Контроль уровня населения во времена стихийных или общественных бедствий (голода, войны, эпидемий).
  2. Особые характеристики новорожденных: инвалидность, болезнь, в некоторых культурах к недопустимым характеристикам также относили близнецов. Так, Платон считал детоубийство идеальным средством для избавления от «дефектных» детей.
  3. Укрепление традиционного представления о большей ценности мужчин. По свидетельству российского историка Н.М.Карамзина, у языческих славян мать имела право умертвить новорожденную дочь, когда семья была слишком многочисленной. Этот обычай не распространялся на сыновей – будущих воинов, рожденных защищать племя.
  4. Инфантицид в отношении ребенка, появившегося в результате нарушения общественных норм и правил, например, супружеских измен, неофициальной связи. В Древней Греции и в Древнем Риме ребенок не имеет значимости для общества и для родителей, часто он рассматривается лишь как нежелательный результат половых отношений.
  5. Совершение ритуала. Например, в религиях древних инков, майя, ацтеков детей приносили в жертву раз в четыре года, а также во время тяжелых бедствий. Ритуальные детоубийства повышали социальный статус родителей и родственников умерщвленных детей.

Инфантицид был довольно широко распространен, не осуждался общественностью и не наказывался по закону. Родители были вправе также выгнать своих детей на улицу. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В IV веке н.э. инфантицид был объявлен христианской церковью преступлением, что остановило практику подобных убийств. Император Константин в 311 и 318 годах н.э. издает законы, запрещающие инфантицид, столь распространенный в древние времена, и запрещающие выбрасывать детей на улицы. Этими законами устанавливалось денежное пособие семьям, усыновляющим брошенных детей. Церковный собор в Базасе в 442 году н.э. призывал добрых христиан подбирать детей, "брошенных собакам".
Сегодня инфантицид - наказуемое по закону преступление. Это явление носит ограниченный характер, в современном обществе отдельно выделяют убийство новорожденного ребенка матерью или близкими родственниками. Наблюдается рост числа детоубийств в аномичных обществах.Ариес Ф. Возрасты жизни.// Философия и методология истории. - М., 1977. - С.216 - 244.

  1. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Просвещение, 1988.. -
    269 с.
  2. Кошелева О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии.// Педагогика. – 1996. - № 3. - С. 45-47.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ. – М.:  "Принтима", 1996. – 176 с.